«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кенті No2 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа № 2 поселка Аршалы отдела образования по  Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

27.04.2017

«Вдумчивое

чтение как одна из активных

форм работы на уроках биологии»

Слободянюк Ирина Александровна,

учитель биологии,

Аршалынская средняя школа № 2,

Аршалынский район, Акмолинская область

Актуальность темы:

опыт данной работы будет интересен всем творчески работающим учителям, желающим

моделировать свои уроки с ориентацией на развитие приоритетного навыка

грамотности, такого как вдумчивое чтение текста учебника, ведущего к сохранению

внимания, поддержанию интереса и повышению уровня понимания при чтении.

Цель:

создание собственного накопительного материала, разработанного на основе

изучения и внедрения различных стратегий, направленных на понимание чтения.

Задачи:

1.          

Изучение теоретических источников.

2.          

Применение и внедрение в практику различных

стратегий, направленных на понимание чтения

«Читать

можно по-разному: читать и не понимать, читать и понимать, читать и понимать

даже то, что не написано». Эта мысль русского писателя 18 века Княжнина Я.Б.

действительно демонстрирует разные виды чтения, которые имеют место быть при

чтении текста учебника.

В

процессе работы я обнаружила проблемы, связанные с чтением текста учебника.

Выражались они в осмыслении чтения, восприятии текста как источника информации.

Многие дети хорошо и быстро читали, но в воспроизведении прочитанного

затруднялись, так же затруднялись в анализе информации, выборе ключевых слов и

осмыслении прочитанного. Чтобы им помочь в этом, решила на своих уроках использовать

активные формы работы и стратегии, способствующие развитию вдумчивого чтения.

Читай\Делай

пометки\Обсуди в паре

Чтение

текста\заполнение ЗХУ

Чтение

текста\Семантическая карта

Чтение текста с

«невидимками» \Работа в паре

Чтение\Предсказание со

слов\Составление рассказа

Чтение\тренировочные

карты по тренажерам

Также

в своей практике столкнулась с проблемой. Когда просила учащихся задать вопросы

к тексту учебника, то слышала вопросы на уровне «знаю-понимаю». Мы стали

учиться задавать вопросы на размышление и анализ. Включили и рефлексивный

вопросы «Я-вопрос», то есть вопрос, обращенный к себе самому

Читай\Делай

пометки\Обсуди в паре

Дайте

задание перед чтением текста учебника: во время чтения делайте пометки на полях

простым карандашом. Пометки следующие (выводятся на интерактивную доску)

«v»        поставьте «v»   

на полях страницы, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы

знали.

«-»          поставьте «-» если информация о

которой вы читаете, не соответствует или отличается от той, что вы уже знали.

«+»         поставьте «+» если информация новая

для вас.

«?»          поставьте «?» Если информация вас

смущает, удивляет и вы хотели бы узнать больше по данной теме.

Таким

образом учащиеся должны поставить 4 отметки на полях, соответствующие знанию и

пониманию текста. После чтения, обсуждение в паре. Осмысление прочитанного и самостоятельное

составление таблицы по знакам

 

v

+

-

?

 

 

 

 

 

Чтение текста\заполнение

ЗХУ

Пред

чтением текста учащиеся записывают то, что они знают по теме названия текста.

(например: минеральные удобрения)

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

Обсуждают

в паре и составляют вопросы низкого и высокого порядка для второй колонки

таблицы. Каждый ученик читает текст, пытается найти ответы на вопросы и

заполняет третью колонку таблицы. Отметить какие вопросы остались без ответа,

обсудить где могут взять ответ.

Чтение

текста\Семантическая карта

После

прочитывания текста определяют ключевое слово и важные характеристики для

составления семантической карты

Чтение текста с «невидимками»

\Работа в паре

Активная

форма чтения текста. Учащимся предлагается текст одного и того же содержания

(текст А, В), но с разными пропущенными словами в предложениях. На каждую

«невидимку» составляется вопрос. Работа в паре заключается в том, что один

ученик задает вопросы по своим «невидимкам», а второй ученик отвечает на данные

вопросы. Затем наоборот

Оплодотворение

Текст А

Оплодотворение

происходит после (1) _________________. Пыльца, или пыльцевое зерно, попав на

рыльце пестика, выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную,

тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается

по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В

завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а

внутри находится (2) __________________, состоящий из нескольких клеток.

Одна

из клеток в зародышевом мешке- яйцеклетка, это женская половая клетка (женская

гамета). Другая- крупная центральная клетка.

В

пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские

гаметы) – (3) ___________________. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка

и врастает в него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых

клеток (гамет) называется оплодотворением. Из оплодотворенной яйцеклетки

впоследствии разовьется (4) ___________________растения. Второй спермий

сливается с крупной центральной клеткой. Из нее образуется ткань эндосперм. В

клетках этой ткани накапливаются (5) _______________для развития зародыша.

Покровы семязачатка превращаются в семенную кожуру. Таким образом два

одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит

двойное оплодотворение. После оплодотворения образуется (6)

_____________________________, которое состоит из зародыша, запасающей

ткани(эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод

Оплодотворение

Текст В

Оплодотворение

происходит после опыления. Пыльца или пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика,

выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную, тонкую (1)

________________________. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается

по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В

завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а

внутри находится зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток.

Одна

из клеток в зародышевом мешке- яйцеклетка, это женская половая клетка (женская

гамета). Другая- (2) ___________________________.

В

пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские

гаметы) - спермии. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в

него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых клеток (гамет)

называется (3) ______________________. Из оплодотворенной яйцеклетки

впоследствии разовьется зародыш растения. Второй спермий сливается с крупной

центральной клеткой. Из нее образуется ткань (4) _________________. В клетках

этой ткани накапливаются питательные вещества для развития зародыша. Покровы

семязачатка превращаются в (5) ____________________. Таким образом два

одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит

двойное оплодотворение. После оплодотворения образуется семя, которое состоит

из зародыша, запасающей ткани(эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки (6)

_______________________образуется плод.

Чтение\Предсказание со

слов\Составление рассказа

После

чтения текста, учитель записывает 4-5 слов на доске из текста, которые можно

каким-либо образом связать. Дает время для самостоятельного обдумывания и

предлагает в паре составить свой рассказ.

Чтение\тренировочные

карты по тренажерам

После

чтения текста учитель раздает тренажеры, состоящие из прочитанного текста и разрезанного

по определенным понятиям из текста. Учащимся в группе предлагается

составить схемы с использованием учебника. Затем отрабатывается прием

составления схем без учебника. Таким образом учащиеся запоминают нужную

информацию.

Сегодня

я нахожусь в постоянном поиске новых форм и стратегий совершенствования навыков

чтения у учащихся. Ведь вдумчивый читатель становится критическим мыслителем,

так как глубокое и рефлексивное чтение развивает навыки критического мышления:

умения анализировать, аргументировать, задавать вопросы высокого порядка. Это

как раз то, что нужно человеку в условиях быстро меняющегося мира, глобальных

перемен.

Таким

образом проблемы учеников в чтении стали основным в моем преподавании. Вызовом,

требующим, решения потребностей учащихся, и тем самым способствуют моему

профессиональному развитию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 455


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст